Пишите нам на адрес |
Выбрав любое изображение, кликните по нему мышкой, и Вы узнаете о статистике ...
|
|
Примеры отличных диссертаций и статей по медицине и биологии, с нашими результатами статистического анализа ОТЗЫВ врача-кардиолога М.В. Емельяненко, ФКУ «Центральный военный госпиталь имени П.В. Мандрыка» МО РФ, Москва, о проведённом статистическом анализе. Хочу выразить глубокую признательность за качественный и весьма объёмный труд, проделанный Вами по статистическому анализу моей базы данных. Особенную благодарность, без сомнения, хотелось бы выразить руководителю проекта «БИОМЕТРИКА» - Василию Петровичу Леонову. Причина такой благодарности следующая. Помимо структурированного статистического анализа присланных в Ваш адрес медицинских данных, Вы подробно и, что самое невероятное, – доступным образом разъяснили мне суть каждого метода, который был применён при анализе моей матрицы. (далее...) Новые полезные книги... (Заказать книгу можно через издательство) Ланг Т., Сесик М. Как описывать статистику в медицине. Руководство для авторов, редакторов и рецензентов. Пер. с англ. В.П. Леонова. 2016 - 480 с. Актуальность этого издания весьма велика. По-прежнему в биомедицинских статьях и диссертациях публикуется масса статистических нелепостей, как образцы "статистического самоудовлетворения" и "статистического макияжа". Например, в двух диссертациях, выполненных в 2014 и 2015 гг. в Алтайском медуниверситете по разным специальностям, но при этом в полностью идентичных описаниях, состоящих из 94 слов, написано следующее. «Полученные данные были статистически обработаны с использованием программ Microsoft Offis Exel 2007. Достоверность различий между средними величинами определяли с помощью критерия значимости Стьюдента (t). Нормальность распределений в группах оценивали по критерию Шапиро-Уилка». Далее сообщается об использовании критерия Манна-Уитни, и т.д. Очевидно, что под Offis Exel авторы подразумевали Office Excel. Сложнее было бы об этом догадаться, если бы авторы написали Offis Exul. Вывод: оба диссертанта, как и члены двух диссертационных советов, не знают многого, в том числе описанного в этой книге. Например, не знают того, что в пакете Office Excel нет критериев Шапиро-Уилка и Манна-Уитни. Данная книга обучит правильно и хорошо описывать и понимать результаты статистического анализа. Поэтому исследователи станут более качественно выполнять статистический анализ, получая правильную технологию лечения пациентов. Что в результате будет снижать смертность населения, а также себестоимость лечебных процедур. Приложение к русскому изданию книги «Как описывать статистику в
медицине. Руководство для авторов, редакторов и рецензентов». Доклад "Почему и как надо учить медиков статистике?" В. Леонов. Зачем нужна статистика в доказательной медицине? В. Леонов. Армянский медицинский реферативный журнал, 2012, вып. 9, с. 184-193. |
Долгое прощание с лысенковщиной Самозарождение "Р <" и что понимают авторы под "Р" Примерно в 25% работ, в которых авторы применяли статистику, вообще не упоминаются использованные ими статистические методы и критерии. Большинство таких работ, подобно диссертации "Церебральная гемодинамика в условиях покоя и функциональных нагрузок у мужчин молодого возраста" (1992г.) изобилуют выражениями типа "р<0,05", "p<0,01" или "р=0,05". Однако, нигде в тексте не сообщается, к каким конкретно статистическим критериям относятся данные вероятности. В 56 статьях 11 выпусков БЭБМ за 1997 г., в которых использовалось выражение "p<0,05", также не упоминается использованный авторами статистический критерий. При чтении таких работ возникает ощущение того, что выражения "р<0,05" или "p<0,01" самозарождаются и возникают подобно живым клеткам по теории О.Б.Лепешинской и далее появляются как Deus ex machina (Бог из машины). Тогда как в контексте описываемых задач выражения "р<0,05" и "p<0,01" могут быть получены только при использовании конкретных статистических критериев, например критерия Пирсона хи-квадрат, критерия Вилкоксона и т.д. Отсутствие данных критериев в тексте позволяет предположить, что авторы либо не считают упоминание использованных статистических критериев достаточно важным для того, чтобы приводить ее в диссертации, монографии или статье, либо же специально не приводят ее исходя из других мотивов. Отметим, что полное отсутствие описания использованных методов статистики характерно не только для публикаций последнего десятилетия, но и для более раннего периода. Например, полностью отсутствует данная информация в диссертации "Электрическая стимуляция сердца при тахикардиях и аритмиях в остром периоде инфаркта миокарда" (1981г.), в монографии "Родиола розовая - ценное лекарственное растение: Золотой корень" (1987г.) и в диссертациях "Гепатический метаболизм кортикостероидов в системе регуляции кортикостероидного гомеостаза" (1996г) и "Метаболическая концепция бронхиальной астмы" (1996г.). Перечень подобных примеров можно продолжить на многих страницах. Почему же так важна конкретизация в тексте всей схемы статистического анализа экспериментальных данных, включая указание использованных при этом статистических критериев? Как для каждого лекарственного препарата имеются свои специфические противопоказания к применению, так и для конкретных статистических критериев имеются аналогичные ограничения. Например, нельзя использовать t-критерий Стьюдента когда не выполняются два основных условия его применимости, нельзя использовать этот же критерий и для дискретных балльных (ранговых) оценок, не имеет смысла применение классической множественной регрессии для дискретных, качественных признаков и т.д. Поэтому детальное описание схемы анализа экспериментальных данных является важнейшим аргументом адекватности выбранного критерия анализируемым данным и проверяемой статистической гипотезе, а стало быть, и научности полученных при этом статистических выводов. В противном случае сомнительные выводы не могут признаваться научно доказанными и претендовать на отнесение их к научным истинам. В большинстве работ авторы не раскрывают наименование и смысл величины "р" и выражения "р< ", видимо полагая, что читатели вполне однозначно могут их интерпретировать. Между тем, величина "р" (от латинского Probability - вероятность) может иметь разный смысл. В некоторых работах отмечается путаница этих смыслов, что свидетельствует о том, что авторы этих работ не видят принципиальной разницы между ними. В частности, если часть авторов, исходя из контекста, подразумевает под "р" уровень значимости, то другие понимают под "р" доверительную вероятность. Например, на стр. 30 "Вестника РАМН" №9 за 1995г. в примечании к таблице 1, читаем: "Примечание: * - t=2,18; p=0,971; ** - t=2,85; p=0,995; *** - t=2,16; p=0,999". Можно догадываться, что видимо в данном контексте под величиной "р" авторы подразумевают доверительную вероятность. Однако такая очевидность имеется не всегда. |
Архив статьи "Долгое прощание с лысенковщиной"
1997 - 2020.© Василий Леонов. E-mail:
Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.
Отклики читателей статьи "Доказательная или сомнительная?"
Т. Кун "Структура научных революций"